Памятник рабочий и колхозница в МосквеСкульптурная группа «Рабочий и колхозница» является одним из негласных символов Москвы и, в первую очередь, нашего северо-востока. Находится у Северного входа ВДНХ. Монумент выдающегося советского скульптора Веры Игнатьевны Мухиной, созданный по концепции и композиционному замыслу архитектора Бориса Михайловича Иофана, выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м (высота павильона-постамента — 33 м). Общий вес — 185 тонн.

Натурщиком для «Рабочего» стал Игорь Басенко, бывший артист балета. Правда, по словам самого Игоря Степановича, с него Мухина лепила лишь тело, а голова принадлежала рабочему-метростроевцу. Волевое, скуластое лицо настоящего рабочего будущему символу ВДНХ подарил Сергей Каснер — профессиональный борец, участник чемпионатов Москвы и ВЦСПС, добровольцем записавшийся в строители московского метрополитена. В 1936 году он вместе с однофамилицей скульптора — откатчицей Зоей Мухиной — участвовал в популярном в то время физкультурном параде, где они изображали символы Советского государства — рабочего и колхозницу, державших в руках поднятые высоко вверх серп и молот. Перед скульптором воочию предстали ожившие персонажи создаваемой ею композиции. Неудивительно, что сразу же после репетиции «рабочий» и «колхозница» были приглашены к мастеру, чтобы быть увековеченными сначала в глине, а затем в металле.

Скульптурная группа предназначалась для советского павильона на всемирной выставке 1937 года в Париже.

По Парижской выставке в 1936 г.  в СССР был проведен закрытый конкурс. В нем принимало участие шесть групп претендентов: К. Алабян и Д. Чечулин; М. Гинзбург; Б. Иофан; К. Мельников; В. Щуко и В. Гельфрейх; А. Щусев.

  Рабочие эскизы павильона СССР к Парижской  выставке 1937 г.

Проект Б. Иофана

 

Проект Б. М. Иофана

Проект В.Щуко, В.Гельфрейха.

Проект В. Щуко, В. Гельфрейха

Проект А.Щусева.

Проект А. Щусева

 Проект К.Алабяна, Д.Чечулина.

Проект К. Алабяна, Д. Чечулина

Проект М.Гинзбурга.

Проект М. Гинзбурга

Проект К.Мельникова.

Проект К. Мельникова

 Проект Б. М. Иофана был признан лучшим.

На конкурс скульптуры «Рабочий и колхозница» было представлено четыре работы: В. Андреева, М. Манизера, В. Мухиной и И. Шадра.

Проект В.А. Андреева

Проект В. Андреева

Проект М.Г. Манизера

Проект М. Манизера

Проект И.Д. Шадра

Проект И. Шадра

Проект В.И. Мухиной

Проект В. Мухиной

Макет павильона СССР по проекту Б. М. Иофана

Макет павильона СССР по проекту Б. М. Иофана

Б. М. Иофан и В. И. Мухина, 1936 г.В.И. Мухина и Б.М. Иофан (1936 г.)

В проекте Б. Иофан необычайно лаконично и впечатляюще выразил главную идею. Это был павильон-постамент (длина 150 м), динамичные формы которого выражали нарастающее движение, подхваченное превосходной скульптурной группой: юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство — стоят на вершине ступенчатого павильона и высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот.

Работа по строительству огромного монумента велась по созданной Мухиной полутораметровой гипсовой модели на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора П. Н. Львова. Готовая скульптура весила 75 тонн. Для перевоза в Париж ее разделили на 65 частей и погрузили на 28 вагонов спецпоезда. В дороге пришлось некоторые части разрезать автогеном (в Польше огромные ящики не проходили в туннели). На Всемирной выставке под личным руководством П. Н. Львова «Рабочего и колхозницу» собрали всего за 11 дней.

Всемирная выставка искусств и техники 1937 года

Всемирная выставка 1937 года проходила с 25 мая по 25 ноября в Париже под девизом: «Искусство и техника в современной жизни» (фр. Arts et Techniques dans la Vie moderne) проводилась в Париже с 25 мая по 25 ноября и вошла в историю как смотр достижений человечества накануне Второй мировой войны. К ее проведению было приурочено и открытие Музея человека [(фр. Musée de l’Homme) — антропологический филиал Парижского музея естествознания, расположен в XVI округе Парижа, в южном павильоне дворца Шайо]. Участие во всемирной выставке приняли 47 стран.

 План-схема расположения павильонов на Всемирной выставке искусств и техники 1937 года

План Парижской выставки

 

Главным французским сооружением на выставке являлся Дворец Шайо, возводимый на холме Трокадеро. Ниже и слева на берегу Сены, на набережной Пасси, был выделен узкий, вытянутый участок прямоугольной формы для павильона СССР, а напротив него, через площадь Варшавы, — примерно такой же прямоугольник для павильона Германии. Издали, с противоположного берега Сены, вся эта композиция с Дворцом Шайо в центре и несколько вверху и павильонами СССР и Германии по флангам воспринималась как своего рода планировочное отражение социально-политической ситуации в тогдашней Европе.

Фото выставки

Павильоны  Германии и СССР

Монтаж скульптуры

Монтаж скульптуры «Рабочий и колхозница», напротив – Павильон Германии

Вид на Советский павильон сквозь германский.

Вид на советский павильон сквозь германский

Многие европейские политики в 30-е годы надеялись, что большой войны удастся избежать, если натравить двух главных «злодеев», Сталина и Гитлера, друг на друга. Советский и немецкий павильоны были поставлены друг напротив друга, чтобы драматизировать конфликт. Архитектор немецкого павильона Альберт Шпеер рассказывал в своих воспоминаниях, как он, «заблудившись, случайно забрел в помещение, где увидел сохраняющийся в тайне проект советского павильона. С высокого цоколя прямо на немецкий павильон триумфально надвигалась десятиметровая скульптурная группа. Я, — продолжал Шпеер, — быстро сделал новый набросок нашего павильона в виде массивнейшего куба, расчлененного на тяжелые прямоугольные колонны, о которые, казалось, должен был разбиться вражеский порыв, а с карниза моей башни на русскую пару сверху вниз взирал орел со свастикой в когтях».

Много лет историки принимали эту историю за чистую монету, пока американская исследовательница Карен Фисс, изучив французские архивы, не пришла к выводу, что это миф. Ее версия звучит убедительнее. Главный архитектор парижской выставки Жак Гребе был большим поклонником Гитлера, и он, по всей видимости, просто передал Шпееру чертежи Бориса Иофана, чтобы немцы могли достойно ответить на советский вызов, а Шпеер в своих тюремных воспоминаниях не хотел доносить на единомышленника.

Причем немцы во что бы то ни стало хотели перещеголять русских в монументальности своего выставочного комплекса. Действительно, их павильон со свастикой в лапах орла на крыше на первых порах был немного выше советского здания. Но немцы даже не догадывались, что на вершину советского павильона дополнительно будет установлена скульптурная группа более 20 метров высотой. Сложно словами описать шок фашистов, когда на вершине павильона СССР русские начали монтаж «Рабочего и колхозницы». Однако немцы и не думали отступать. В кратчайшие сроки, остававшиеся до открытия выставки, они надстроили к своему павильону несколько этажей, снова водрузив на его вершину орла со свастикой, со стороны казавшегося смешной наседкой на гнезде. Своеобразным рефери в противостоянии павильонов стала Эйфелева башня, расположившаяся ровно посередине.

Французы подталкивали создателей обоих павильонов к конфронтации, но сами создатели старались этой конфронтации избежать. Шпеер придал павильону образ крепости, которая противостоит советской агрессии, а советские строители, наоборот, хотели смягчить образ агрессора, но уже было поздно. «Возникала неловкость от того, что наша группа “Рабочий и колхозница” вихрем летела прямо на фашистов, — писал главный инженер павильона Петр Львов, — Но повернуть скульптуру было невозможно, так как она шла в направлении здания».

Павильон СССР

Павильон СССР

В Париже советский павильон был облицован самаркандским мрамором, вход украшали барельефы скульптора И. М. Чайкова: гербы СССР и 11 союзных республик.

Экспозиция состояла из пяти разделов.

В первом зале, посвященном Советской Конституции, посетители знакомились с государственным строем СССР. Экспозиция рассказывала о праве на труд, отдых и образование.

Второй зал — науки, промышленности, народного образования, литературы и печати — отражал грандиозные масштабы социалистического строительства. Экспозиция показывала рост экономики, превращение нашей страны из аграрной в индустриальную, рассказывала о подготовке специалистов. В этом разделе демонстрировались легковые автомашины, тракторы, образцы тканей, обуви и других промышленных товаров.

Наибольший интерес из экспонатов вызывала карта промышленности Советского Союза размером 22.5 кв. м, изготовленная из 10 тысяч самоцветов и драгоценных камней в технике флорентийской (территории СССР) и русской (территория зарубежных стран и акватории) мозаики, иллюстрировавшая размещение природных богатств и достижения СССР в области промышленности, рубиновую звезду Москвы на которой украшали серп и молот из бриллиантов. [Карта  экспонировалась также на Нью-Йоркской Выставке 1939 года, для которой ее увеличили (добавили около 1000 различных объектов), перевели на английский язык и показали маршрут экспедиции Папанина. До 1982 г. карта находилась в Георгиевском зале Государственного Эрмитажа. В 1987 г.  карта была передана на постоянное хранение в Центральный научно-исследовательский геологоразведочный музей им. акад. Ф.Н. Чернышева].

Карта СССР из драгоценных камней

В третьем зале, посвященном искусству, экспонировались картины, гравюры и скульптуры, а также макеты театральных постановок, произведения прикладного искусства. В кинозале на 400 мест демонстрировались художественные и документальные фильмы.

О развитии всех видов транспорта и освоении Северного морского пути рассказывала экспозиция четвертого раздела.

Планы реконструкции ряда крупных городов, показанные в пятом зале, давали представление о советской архитектуре и градостроительстве.

Программа советской делегации сопровождалась показательными выступлением двух коллективов: театральной труппы Московского Академического Художественного театра им. Горького и Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А. В. Александрова.

Советский павильон, вопреки воинствующему антимодернизму, бушевавшему внутри страны, был в большой степени модернистским. Проект Иофана соединял в себе элементы архитектона Малевича с нью-йоркским ар-деко, в частности, с архитектурой строящегося Рокфеллеровского центра, который Иофан успел посетить. Из всех павильонов выставки иофановский проект оказался ближе всего к идеологии 1920-х, что не осталось незамеченным представителями западного модернизма, в частности, Огюстом Перре и Фрэнком Ллойдом Райтом, высоко оценившими архитектуру павильона.

Парадная лестница павильона СССР

Парадная лестница советского павильона

Пожалуй, самым интересным элементом павильона была скульптура Веры Игнатьевны Мухиной «Рабочий и колхозница» высотой 58 метров (25 метров собственно скульптура и 33 метра постамент), общий вес — 185 тонн. Мухина училась в Париже у одного из создателей стиля ар-деко Антуана Бурделя. Став признанным советским скульптором, приняв поворот к реализму, Мухина сумела в этой скульптуре сделать модернистское высказывание в реалистической (или почти реалистической) форме. Впервые в истории для достижения дополнительного эффекта скульптуру было решено сделать из тонких листов нержавеющей стали, которая отражала свет и меняла свой цвет в зависимости от солнечного освещения. Это, в свою очередь, потребовало создания уникального стального каркаса. Если рассматривать этот каркас без оболочки, можно увидеть схематические человеческие фигуры, несколько напоминающие фигуры на картинах Малевича.

Вид каркаса

Павильон Германии

Павильон Германии

60-метровый блок немецкого павильона завершался такой же устремленной ввысь башней, увенчанной орлом со свастикой — символом нацистского государства. Он был самым дорогим на выставке: более тысячи вагонов привезли из Берлина в Париж 10 тысяч тонн материала, ибо павильон должен был оставаться «куском священной немецкой земли» и поэтому возведен «исключительно из германского железа и камня». Он тоже был задуман как художественный синтез, в котором скульптура составляла «интегральную часть архитектуры».

В архитектурном образе немецкого павильона критики из эмигрантского издания Die neue Weltbühne увидели отражение культа смерти, характерного для нацистской идеологии. Павильон прочитывался не только как крепость, но и как крематорий. Композиция павильона состояла из двух параллелепипедов — горизонтального, лишенного окон «саркофага», и вертикального, напоминающего дымовую трубу крематория.

Внутреннее оформление немецкого павильона было подчеркнуто внеполитическим. Там не было ни одного портрета Гитлера, в отличие от советского павильона с многочисленными портретами Сталина. Свастика была использована только в виде орнамента — на обоях, на шелке, служившем фоном в выставочных боксах, и на фасаде в проемах между пилонами. Кроме того, экспозиция была антимодернистской — там не было почти ни одной фотографии, только живопись и скульптура. По мнению критиков, интерьер работы дизайнера В. Бринкманна своими люстрами, коврами и масляной живописью напоминал салон девятнадцатого века. Антимодернизм (по мнению главного  организатора печально знаменитой выставки «Дегенеративное искусство» А. Циглера) порожден исключительно «здоровыми инстинктами нации и идеализмом художников».

В резком контрасте со старомодностью интерьера были выставлены новейшие технологические достижения Германии: например, футуристический гоночный «Мерседес» или дизельный двигатель для дирижабля. Но эти объекты были поданы почти как экспонаты кунсткамеры, они были поставлены на музейные подиумы, и рассматривать их приходилось с некоторого расстояния.

Павильоны других стран

Павильоны Германии и Канады, Всемирная выставка в Париже 1937 года. Фото Михаила и Дмитрия Прокудиных Горских, частное собрание

Павильоны Германии и Канады

Павильоны Бельгии и США, Всемирная выставка в Париже 1937 года. Фото Михаила и Дмитрия Прокудиных Горских, частное собрание

Павильоны Бельгии и США

Награды

Золотая медаль выставки

Золотая медаль выставки

Главный приз советский и немецкий павильоны поделили. Кроме того, Гран-при был вручен А. Шпееру за проект оформления территории съездов НСДАП.

Советская выставка собрала 270 наград, из них 95 – Гран-при, 70 золотых, 40 серебряных, 6 бронзовых медалей, более полусотни дипломов. Гран-при получили паровоз серии «Иосиф Сталин» и мягкий железнодорожный вагон, трактор Сталинградского завода и фильм «Чапаев», картина художника Герасимова «После дождя» и Дворец культуры им. Горького в Ленинграде, журнал «СССР на стройке» и станции метро «Сокольники» и «Кропоткинская», картина Бродского «Выступление В.И. Ленина на Путиловском заводе» и типографские работы Госзнака,  а также многие другие экспонаты. Гран-при получил проект стоквартирного дома архитектора Андрея Крячкова. Большую серебряную медаль — работа Евстафия Шильниковского: серия предметов, выполненных по мотивам пушкинских произведений методом чернения серебра. Бронзовую медаль получили мастера Холуйской миниатюры.

Созданная для выставки скульптура «Рабочий и колхозница» оценивалась французской прессой как «величайшее произведение скульптуры ХХ века». Пикассо восхищался тем, как найден материал — нержавеющая сталь, как смотрится группа на фоне сиреневого парижского неба. Парижане ходили смотреть на скульптуру по нескольку раз в день, поскольку она постоянно меняла свой цвет — на восходе она была розовой, днем — ярко-серебристой, а на закате — золотой. Франс Мазерель — известный французский график — признавался: «Ваша скульптура поразила нас. Мы целыми вечерами говорим и спорим о ней». «Рабочий и колхозница» стали тогда символом Страны Советов, символом будущего.

            Критический взгляд

Джино Северини — участник итальянского «Новеченто», хорошо знающий тоталитарную ситуацию изнутри, — десять лет спустя вспоминал: «Я полагаю, что я не единственный, кто помнит этот павильон (советский), чья архитектура, за безликим модернизмом которой плохо скрывалось отсутствие у ее автора таланта и подлинного чувства современности, представляла собой низкое здание, увенчанное короткой башней, которая, в свою очередь, увенчивалась двумя скульптурами… При взгляде на целое сразу же бросалось в глаза явное стремление создать грандиозный и помпезный размер. Той же самой заунывной риторикой был отмечен и германский павильон, стоящий прямо напротив русского, и — увы! — то же самое мы находим в Италии и в тысячекратной степени в Риме: некие архитектурные пропилеи, вполне пригодные для буржуазных кладбищ». «Лучшие павильоны — Японии и маленьких стран, которые не гоняются за престижем. В противоположность им, немецкое здание с его устрашающе огромной башней из срезанных колонн является совершенным выражением фашистской брутальности. Россия представлена сходным по духу сооружением, и павильон Италии производит удивительный по сходству эффект, хотя и достигнутый современными средствами». Так писал критик из «Magazine of Art», а газета «Вашингтон пост» отмечала: «Немецкая архитектура на этой выставке ориентирована на вертикаль, но тяжела и солидна. Самым удивительным кажется здесь павильон СССР. Здание это откровенно имитирует небоскреб в миниатюре, причем его уменьшенные пропорции создают эффект какого-то слоеного торта, скованного ледяной замороженностью. На верхушке этого торта две огромные скульптуры мужчины и женщины бросают вызов миру, простирая руки с серпом и молотом навстречу завоеванию отдаленного, но абсолютно ощутимого будущего. Это далеко не лучшие образцы скульптуры на Парижской выставке. Они совершенно не соответствуют архитектуре и еще раз демонстрируют нелепость произвольного отделения архитектуры от архитектурного декора».

Судьба павильона и скульптуры «Рабочий и колхозница» после выставки

После окончания выставки французы начали собирать средства для того, чтобы выкупить у СССР скульптуру и оставить ее в Париже. Сталин категорически отказал.

При демонтаже скульптуры «Рабочий и колхозница» в Париже ее разрезали автогеном на части и свалили на платформы. Во время перевозки значительная часть элементов каркаса и оболочки получила повреждения (левая рука Колхозницы, правая рука Рабочего, элементы конструкции шарфа и другие), целыми до Москвы доехали только головы и рука рабочего. Однако успех и общественный мировой резонанс «Рабочего и колхозницы” были так велики, что было принято решение воссоздать скульптуру. Она была заново восстановлена из более толстых листов стали (до 2 мм) с отступлением от первоначального замысла.

В 1939 году в газете «Большая Волга» был опубликован эскиз Рыбинской ГЭС со скульптурной композицией «Рабочий и колхозница». Монумент Мухиной планировалось установить на округлой площадке перед средней шлюзовой башней со стороны водохранилища, но поскольку строительные работы на гидроузле в это время еще не были завершены, памятник на Волгу не попал.

Место, заготовленное для «Рабочего и колхозницы», в 1950-е годы занял монумент «Мать-Волга».

Монумент Мать-Волга

Монумент «Мать-Волга». Скульпторы С. Д. Шапошников и В. Малашкина, архитектор Н. Донских.

«Рабочего и колхозницу» смонтировали в том же 1939 году перед Главным входом (ныне Северным) на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (планировку площади и монумента выполнили архитекторы Н. Быкова и И. Таранов). Первоначальный проект пьедестала, повторявший 34-метровую башню павильона, в спешке был заменен на низкий, 11-метровый, то есть в 3 раза ниже, чем пилон Парижского павильона.

Скульптура на низком постаменте 1Скульптура на низком постаменте

Скульптура «Рабочий и колхозница» в 1939 г. рядом с Главным входом (ныне Северным) на ВСХВ на 11-метровом постаменте.

Вера Игнатьевна Мухина неоднократно возражала против недопустимо малой высоты постамента, искажающей, по ее представлению, скульптуру и лишающей ее необходимого простора для движения. Скульптор лично знала многих руководителей Советского государства и не раз предлагала перенести «Рабочего и колхозницу» с ВДНХ на более подходящее, по ее мнению, место. Так, она хотела установить скульптуру на стрелке Москвы-реки — там, где сегодня возвышается Петр Первый работы Церетели. Вторым местом она называла смотровую площадку МГУ. Однако к ее доводам никто не прислушался. При жизни В.И. Мухиной не удалось добиться более приемлемой установки статуи. Позже, в 1962 году, ее коллеги по созданию «Рабочего и колхозницы» — профессор П.Н. Львов, скульпторы З. Г. Иванова и Н. Г. Зеленская — в связи с выходом в свет альбома, посвященного этой скульптуре (Воронов Н.В. «Рабочий и колхозница». Скульптор В. Мухина. Л.: Художник РСФСР, 1962) , вновь обратились в правительство с предложением о переносе статуи. Однако этот вопрос также не был решен. В 1975 году с тем же предложением обратился в правительство президиум Академии художеств. На сей раз делу был дан ход. Моссовет принял решение о переносе статуи и подготовке для нее нового, более высокого постамента. Проектирование этого постамента, где были бы выражены и столь важные для восприятия скульптуры горизонтали, было поручено Б.М. Иофану. Но в начале 1976 года,  продолжая в Барвихе работать над проектом нового постамента и уже будучи больным, Иофан скончался.

В 1979 году была проведена частичная реставрация скульптуры. С 2003 по 2009 гг. монумент пережил новую, серьезную и затяжную реставрацию. В ходе последней специалисты ЦНИИПСК им. Мельникова значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами. Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости.

Скульптура была установлена на новый, специально возведенный для нее павильон-постамент (архитекторы А. Мезенцев, Д. Стасюк, Е. Пичурова, Н. Петухова, О. Чмиль, Е. Бубнова, Е. Александрова), в общих чертах повторяющий оригинальный павильон Иофана 1937 года, но значительно «обрезанный» в задней его части, что было вызвано особенностями выделенного под монумент участка. Постамент, на котором размещена скульптура, на 10 м выше предыдущего.

Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью специального крана. Торжественное открытие монумента прошло в Москве 4 декабря 2009 года. 4 сентября 2010 в постаменте монумента был открыт музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». В музее представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. Ещетри зала — выставочные. Экспозиционная площадь центра составляет примерно 3,2 тыс. м².

Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей.

Сразу после установки в Москве в июле 1939 года, скульптуру увидели на киноэкранах миллионы советских зрителей в фильмах «Подкидыш» (1939 г.) и «Светлый путь» (1940 г.). С 1947 года скульптура официально является символом советской (ныне российской) киностудии Мосфильм. Считается, что именно в этом году «Рабочий и колхозница» впервые появились в начале фильма «Весна» Г. Александрова (1947), но, оказывается, она уже была показана в комедии С. Юткевича «Здравствуй, Москва» 1945 г. выпуска.

 

 Современный вид павильона и скульптуры

Современный вид 1Современный вид

Приложение

Павильон Б. М. Иофана на Нью-Йоркской всемирной выставке 1939 года

проект Иофана павильона для Всемирной выставки в Нью-Йорке 1939 года.

Приложение

 

            Павильон Б. М. Иофана на Нью-Йоркской всемирной выставке 1939 года

Статуя рабочего для Нью-Йоркской выставки

Статую «Рабочего» из нержавеющей стали создал скульптор В. Андреев.

Нью-йоркский павильон был целиком перевезен в Москву для монтажа на месте главного входа в Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького, и только Отечественная война помешала завершить его сооружение.

Библиография:

  1. Воронова О. И. Вера Игнатьевна Мухина / О. И. Воронова. – Москва : Искусство, 1976. – 189, [1] с., [24] л. ил. – (Жизнь в искусстве)
  2. Деркач О., Быков В. Книга Москвы / Ольга Деркач, Владислав Быков. – Москва : Вагриус, 2004. – 591 с., ил.
  3. Зодчие Москвы. ХХ век / сост. М. И. Астафьева-Длугач, Ю. П. Волчок, А. М. Журавлев. – Москва : Московский рабочий, 1988. – 368 с., ил.
  4. История Москвы : хрестоматия. — Т. 4 : Столица России и советского государства (1914-1991 гг.) / сост. М. М. Горинов. – Москва : Издательство «Международный Дом Сотрудничества» : Издательство объединения «Мосгорархив», 1997. – 544 с., ил.
  5. Суздалев П. К. Вера Игнатьевна Мухина / П. К. Суздалев. – Москва : Искусство, 1981. – 165, [3] с., ил.
  6. Быть или казаться [Электронный ресурс] / Полит.ру. – Режим доступа : WWW. URL: http://polit.ru/article/2013/07/22/USSR-at-World-Expo/
  7. Воронов Н. В. Рабочий и Колхозница [Электронный ресурс] / Vivos Voco. – Режим доступа : WWW. URL: http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/ARTS/MUKHINA/VORONOV.HTM

    Галина Титова

    Библиографический отдел 

    «Централизованной библиотечной системы СВАО»