Русские помещичьи усадьбы… К счастью, они еще сохранились во многих уголках Европейской части России. Для изучения нашего прошлого, формирования позитивного взгляда на него это бесценное сокровище, которое дает возможность погрузиться в мир, полный красоты, покоя, насыщенный трогательными деталями быта.

Усадьба Алтуфьево. Вид с пруда

Усадьба Алтуфьево. Вид с пруда

В Алтуфьеве сохранился интересный с исследовательской и познавательной точек зрения комплекс разновременных памятников архитектуры, главные элементы которого — церковь середины XVIII  в. и господский дом середины XIX в.

Впервые Алтуфьево упоминается в писцовых книгах 1585 г. Тогда его хозяином был некий Мякишев с непривычным для нашего времени именем Неупокой, являвшийся ключником Хлебного двора, т.е. достаточно высокопоставленным чиновником. Уже при Неупокое Дмитриевиче Мякишеве в Алтуфьево существовала усадьба — деревянный «двор помещиков», в котором жили «деловые люди», т.е. слуги владельца. В ходе событий Смутного времени, когда особенно сильно пострадало все Подмосковье, разоренное всеми противоборствующими сторонами, Алтуфьево было уничтожено.

Новые хозяева – братья Акинфовы — владели только «пустошью». Но в 1680-м году сын одного из братьев восстановил усадьбу, а также построил на ее территории деревянную церковь Воздвижения Креста Господня. Каменной церковь стала уже при новом владельце – Иване Ивановиче Вельяминове — в 1763 году. Храм был уникальный – «иже под колоколы». Форма его сохранялась до 1990-х годов.

В 1786 году имение приобретает князь Степан Борисович Куракин (1754-1805). Он отдал 40 тысяч и в 1789 году, выйдя в отставку, занялся обустройством владения.

Во времена Куракина усадьба уже имела «Дом господский каменный с каменными и деревянными службами. Сад регулярный». А «на речке» была «мучная мельница в два постава». К сожалению, до нашего времени сохранилось только классическое здание пивоварни. Главный дом, который мы можем видеть сейчас, был построен при новом владельце.

Ризалит господского дома

Ризалит господского дома. Фото начала ХХ в.
http://his.1september.ru/2005/15/28.htm

Свой дом в Алтуфьево Жеребцов устроил на «старорусский лад». В архитектуре здания переплетаются элементы каменного и деревянного древнерусского зодчества. Есть сведения, что одно из помещений господского дома было украшено лепным плафоном и барельефами на темы из отечественной истории работы самого хозяина. При Жеребцове в усадьбе была конюшня, также заново отстроенная, оранжерея и сад. В 1849 году усадьбу приобрел действительный статский советник Николай Арсеньевич Жеребцов (1807-1868). Человек он был образованный, интересный, со своими взглядами на Россию. Получив образование инженера-электрика, он увлекался также историей, политикой, экономикой, скульптурой, был автором брошюры «История цивилизации в России», в которой отрицал прогрессивность реформ Петра I.

 

Памятники

Церковь Воздвижениея Креста Господня. Фото М. Коробко

Церковь Воздвижения Креста Господня.
Фото М. Коробко

Церковь Воздвижения Креста Господня — интересный памятник позднего барокко, видимый еще на подходе к усадьбе по Алтуфьевскому шоссе. Это здание — редкий для середины XVIII в. тип храма «иже под колоколы». Его основной объем — четверик с сильно скругленными углами и выступающими за его пределы ризалитами, один из которых служит алтарем, а остальные — входами. Такого оригинального плана в настоящее время не имеет ни один московский храм. Стены обработаны рустом, филенками и нишами, наличники окон с гнутыми сандриками; на втором ярусе окна-обманки, т.е. ложные.

Церковь сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760—1763 гг., т.к. существовавшая ранее в усадьбе «издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови, которая пришла в совершенную ветхость, вся расселась». Форма главы церкви Воздвижения более поздняя, она относится к концу XVII—началу XIX в., т.е. к эпохе, когда Алтуфьевым владели Куракины.

В советское время церковь все время оставалась действующей (за исключением небольшого перерыва в 1941 г.). От некогда большого кладбища, окружавшего ее, сохранилось несколько старых надгробий.

Из остальных усадебных построек наиболее примечателен своей архитектурой господский дом — достаточно качественное и оригинальное произведение, являющееся интересным и, очевидно, наиболее ранним примером усадебного господского дома в русском стиле. Все фасады здания индивидуальны и сочетают приемы как каменной древнерусской архитектуры (кувшинообразные столбы галереи и др.), так и деревянной (кокошник с подзорами, большой наличник в центре паркового фасада и др.).

Господский дом

Господский дом. Фото начала ХХ века.
http://his.1september.ru/2005/15/28.htm

Как и остальные сооружения усадьбы, дом изучен мало. В краеведческой литературе он, согласно материалам, собранным в 1920-х гг. Обществом изучения русской усадьбы, датируется 1851 г., т.е. временем, когда владельцем усадьбы был Н.А. Жеребцов, однако не обнаружены документы, подтверждающие эту дату (в центральной части сохранились фрагменты находившегося на этом же месте господского дома второй половины XVIII в., реконструированного при Куракиных на рубеже XVIII–XIX вв.).

Косвенным свидетельством в пользу того, что здание в своей основе сооружено при Н.А.Жеребцове, является герб, украшающий его южный фасад и придающий постройке антураж настоящего «дворянского гнезда». Он похож на гербы Жеребцовых и их родственников дворян Плещеевых, имеющих одного предка — Федора Бяконта. Согласно «Гербовнику», щиты их гербов идентичны. Но, поскольку Плещеевы никогда не были владельцами Алтуфьева, то герб на господском доме, несомненно, является гербом Жеребцовых, сохраненным последующими хозяевами усадьбы (атрибуция члена Всероссийского геральдического общества Н.А.Александровой).

Южный фронтон господского дома имеет стилистическое сходство с фронтоном дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке (д. 10).

К сожалению, наиболее ранние известные изображения алтуфьевского господского дома относятся к началу ХХ в., когда он был реконструирован под пансион Т.М. Унковской. Тогда с востока к зданию примкнул одноэтажный каменный объем, в бывшей анфиладе, превращенной в номера для пансионеров, между комнатами, ранее соединенными дверями, устроили «пробковые изоляции», возможно, тогда же появилась ныне не существующая башня-бельведер и т.д.

Из некогда многочисленных хозяйственных построек усадьбы до наших дней дошли пивоварня и конюшня. Находящаяся западнее господского дома пивоварня — небольшое здание конца XVIII — начала XIX в., построенное в классическом стиле. В начале ХХ в. оно также использовалось под пансион и рекламировалось Т.М. Унковской как «небольшой каменный флигель, в 4 комнаты с террасой, который сдаётся и по комнатам, и целиком». Эта терраса не сохранилась, верх здания надложен современным кирпичом, а его северная стена почти полностью выстроена заново.

Усадебные сооружения окружают остатки запущенного парка, регулярного к югу от господского дома и пейзажного к северу от него. В парке растут липы и канадские тополя, лишь чуть-чуть не достигающие метра в диаметре ствола. Есть также крупные американские клены и пенсильванские ясени. Эти «заокеанские» деревья стали столь привычными для нас в Москве, что уже не воспринимаются как чужаки.

В северной части парка растет гигантский серебристый клен, редко встречающийся в городе. Южнее имеются остатки плодового сада (много яблонь и слив, малинники), а также перелески с преобладанием липы.

Большой водоем перед усадьбой — это и есть Алтуфьевский пруд, до сих пор остающийся проточным. Как сообщает брошюра Т.М. Унковской «Пансион “Алтуфьево”», в начале ХХ в. на пруду находились купальня и лодочная пристань, а также «рыбная ловля удочками». «Иллюстрированный путеводитель по окрестностям Москвы» под редакцией Ю.С. Розенберга, изданный в 1926 г., также констатировал, что Алтуфьевский пруд «изобилует жирными карасями и другой мелкой рыбой». Ни купальни, ни пристани на пруду, конечно, уже нет, но местные рыбаки еще что-то умудряются поймать в его водах, давно утративших первозданную чистоту. Купаться в этом пруду уже давно не рекомендуется.

Со стороны усадьбы у пруда находится декоративная группа из берез, ракит и ветлы. Ракиты в Алтуфьеве вообще очень много. Выше пруда она образует узкий длинный перелесок вдоль речки Самотеки. Отдельные экземпляры ветлы есть около гаражей южнее пруда.

Липовая аллея

Липовая аллея, ведущая к господскому дому. Фото начала ХХ века.
http://his.1september.ru/2005/15/28.htm

За пределами усадьбы рядом с Лианозовским парком уцелела одна из дач поселка Лианозово (Череповецкая ул., 1) — двухэтажный загородный особняк начала ХХ в. с двускатной черепичной кровлей, крыльцами, верандами и высокими домовыми трубами. По одной из версий, это была дача директора Савеловской железной дороги.

С запада к ней была пристроена открытая веранда в виде белого четырехколонного портика, по которому здание обычно называли «Белой дачей». Там же был главный вход, который вел в небольшой зал, хорошо освещенный благодаря трем окнам южной застекленной веранды и двум боковым окнам. Отсюда шла лестница на второй этаж.

После Октябрьского переворота «Белая дача» использовалось под коммунальное заселение, а в середине 1990-х гг. была приспособлена под музей художника К.А. Васильева.

После революции господский дом усадьбы Алтуфьево был отдан под больницу. Церковь закрыли, но ненадолго. В 1990-х храм и колокольня были реконструированы. К сожалению, реконструкция сильно исказила первоначальный облик храма, который был уникальным памятником архитектуры середины XVIII века. Однако это не мешает ему быть символом района Лианозово, запечатленным на гербе района.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Белицкий Я.М. Окрест Москвы. М., 1996.

Бибирево — 200 лет истории / Сост. М.С. Лучине, В.Е. Чижов. М., [1998].

Коробко М.Ю., Насимович Ю.А., Рысин Л.П. Алтуфьево (Природное и культурное наследие Москвы). М., 2000.

Коробко М.Ю., Насимович Ю.А., Рысин Л.П. Лианозово (Природное и культурное наследие Москвы). М., 2001.

Памятники архитектуры Москвы. Т. 7. Окрестности старой Москвы (северо-западная и северная части территории от Камер-коллежского вала до нынешней границы города). М., 2004.

[Унковская Т.М.] Пансион «Алтуфьево» Татьяны Михайловны Унковской. М., б.г.

Холмогоровы В.И. и Г.И. Исторические материалы о церквях и сёлах ХVI—ХVIII ст. Вып. 4. Селецкая десятина (Московского уезда). М., 1885.

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве. М., 2004.

 

Источники — http://his.1september.ru/2005/15/28.htm

http://um.mos.ru/houses/usadba_altufevo/

http://mosvedi.ru/news/lifeway/russian-house/6869.html

 

Материал подготовила

Ирина Атяжева